Зачем нужна диспетчеризация инженерных систем?

Зачем нужна диспетчеризация инженерных систем?

21.08.2019
мы осуществили

Диспетчеризация инженерных систем, или просто диспетчеризация, а если использовать иностранное название BMS (building management systems) - это система контроля, мониторинга, управления множеством различных независимых технических систем в современных производственных, торговых и жилых зданиях (торговых центрах, логистических центрах, гостиницах, офисах, жилых комплексах, производственных цехах и т.п.).

К таким системам относятся:

  • вентиляция
  • отопление
  • освещение
  • кондиционирование
  • водоснабжение
  • канализация
  • лифты и эскалаторы
  • холодильные витрины магазинов
  • пожарное оповещение
  • входные двери, тепловые завесы и т.д.

Каждая такая систем работает в автоматическом режиме. Чтобы можно было постоянно наблюдать за их функционированием и вносить изменения в работу, создается система диспетчеризации.

Выглядит это как обычный компьютер с установленным специализированным софтом, с одним или несколькими мониторами, за которым сидит инженер и принимает решения о работе всех систем. Возможно функционирование на нескольких компьютерах, а также через планшет, смартфон или облако.

Приведем пример. В торговом центре работают 100 вентиляционных систем, которые обеспечивают свежий воздух и комфортную температуру для посетителей ТЦ. Это очень важно, так как, если будет душно или жарко, посетители уйдут. Но эти вентустановки потребляют большое количество энергоресурсов. Чтобы создать комфортную для человека обстановку, но при этом не перерасходовать энергоресурсы, есть система автоматизации. Она выключает установку ночью, а рано утром перед приходом посетителей включает на 100% для проветривания, затем в течение дня работает на 50%. Вечером, когда посетителей больше, на 75%, тем самым полностью оптимизирует свою работу с целью экономии.

Но ведь таких вентмашин 100! И все они находятся на крыше и доступ к ним может быть затруднен, особенно зимой. Чтобы у инженера не уходило полдня на обычный обход и контроль состояния работы, производится диспетчеризация. Инженер сидит за компьютером, у него перед глазами вся нужная информация, он контролирует работу всех установок и вносит корректировки, не вставая рабочего места.

Но помимо вентиляции, есть еще отопление, освещение, и другие системы, необходимые для обеспечения жизнеспособности здания. Возможно ли инженеру контролировать их без современного оборудования, дедовским способом, так сказать «на глазок»? Ответ очевиден.

Другой пример. В одной из зон ТЦ сработал автоматический выключатель, погас свет. Прекращается работа в этой зоне. ТЦ терпит убытки. Инженеру нужно понять, место и причину аварии, затем найти автомат, который выбило. На это уходит драгоценное время, а в нашем случае еще и деньги. Имея систему диспетчеризации, инженер в доли секунды узнает, в каком месте сработал автомат и принимает меры экстренного реагирования.

Помимо всего этого, надо помнить и про человеческий фактор: неквалифицированный и не всегда добросовестные специалисты могут затянуть обслуживание оборудования на неопределенный срок. А если слесарь пошел на обход систем, а сам улегся в венткамере поспать пару часов (что случается, по нашим наблюдениям, довольно часто), то трудно представить объем убытков и неприятностей. Диспетчеризация избавит от подобных проблем.

Некоторые важные факты о диспетчеризации инженерных систем:

  • Система автоматизации и диспетчеризации позволяет клиенту экономить на энергоресурсах, за счет оптимальных режимов работы всех систем, сократить штат обслуживающего персонала или сократить рабочее время, которое тратится на обход и осмотр оборудования.
  • Как правило, диспетчеризацию закладывают на этапе проектирования, но если объект уже работает и его работу нельзя прерывать, то можно внедрить ее безболезненно на уже работающем объекте.
  • Так как все данные архивируются, можно выстраивать графики работы оборудования, вести наблюдения за температурой в разных зонах.
  • Есть разные уровни доступа, можно узнать, какое ответственное лицо какие изменения вносило и в какое время. Возможно СМС-оповещение о возникших неисправностях.
  • Если диспетчеризацию вытащить в облако, то можно подписать договор на обслуживание со сторонней организацией. Тогда профессионал будет следить за системами на объекте, а в случае необходимости вызовет бригаду для устранения аварии.
  • Расстояния не имеют значения, можно в один комплекс диспетчеризации объединить, например, все заправки по России. Для каналов связи можно использовать GSM, LTE, 3G, WI-Fi, оптику, локальную связь.
  • Важнейшей функцией диспетчеризации является моментальное оповещение об аварийных ситуациях. Например, вентиляция установлена на кровле, зимой есть большая вероятность того, что вода в теплообменнике замерзнет, разорвет трубки и начнется затопление. Ситуация очень распространенная и всем знакомая. Но если информация об аварии оперативно приходит к инженеру, то и меры он может принять в кратчайшие сроки.

Некоторые важные факты о диспетчеризации инженерных систем:

Итак, из сказанного следует вывод, что система диспетчеризации инженерных систем способна значительно облегчить работу по организации обслуживания различных установок, без которых немыслимо функционирование ни одного современного здания.

Пример современной системы диспетчеризации торгового центра:

https://autonomnoe.ru/proektyi/dispetcherizacia/dispetcherizaciya-tc-zelenopark